ahajtin: (Default)
ahajtin ([personal profile] ahajtin) wrote2017-12-21 12:44 am
Entry tags:

Финал, презумпции, вопросы доверия

Дослушал, наконец, про Третий Рейх.

Понял для себя много нового.

Нацисты реально верили в то, что все зло от евреев. И что евреи, совершенно беспомощные индивидуально, взятые как народ почти всемогущи. Странная такая магическая идея, но целостная. И поэтому уже перед лицом явного военного поражения, понимая, что их ждет ответственность (или месть - вопрос формулировок), продолжали искать, собирать и уничтожать евреев. Лишая самих себя рабочей силы, тратя ресурсы, буквально из последних сил. Ну и идея, что можно отомстить союзникам за бомбардировки городов, уничтожая евреев это еще одна грань того же безумия.

По ходу дела выяснил, что грандиозный танковый бой под Прохоровкой это еще один продукт пропаганды.

Подробности желающие могут почитать тут: https://profilib.net/chtenie/32136/aleksey-isaev-osvobozhdenie-perelomnye-srazheniya-1943-goda-60.php

Эванс писал на эту тему без деталей и очень жестко. Зачем на фоне реального массового героизма было выдумывать лажу для меня некоторая загадка.

Еще одна история про движение сопротивления в Европе. Его не было до 1943-44 года. Среди прочего не было потому, что оно выглядело совершенно безнадежным. Какой смысл взрывать поезда, если нет шансов выиграть войну?  Задним числом, очевидно, что шансы были, но что об этом думали жители оккупированной Европы?  Примерно то же, что мы думаем про сумасшедшего самурая, который 40 лет после окончания войны партизанил в Азии. Бессмысленный фанатизм.

Ситуация изменилась после Сталинграда, когда стало ясно, что еще не все потеряно и еще более в 1944, когда стало ясно, что Германия проигрывает войну.

Интересно, что побегу части нацистов в Латинскую Америку активно содействовала католическая церковь. Также неожиданно выяснил, что переоценивал масштабы и успешность денацификации. Отдельная тема на почитать.

Неожиданная штука с чувством справедливости. Немцы воспринимали бомбардировки союзников как заслуженное возмездие за жестокости. Так что возбудить в них ненависть к врагу не удавалось, несмотря на явно антигуманные и неразборчивые действия союзников. История бомбардировок городов вообще история некоторого количества печальных совпадений, приведших к колоссальным последствиям и жертвам.

Двигателем войны в ее финальном периоде были страх, безысходность и узость массового сознания. Страх перед репрессиями со стороны властей, ужас перед наступающими союзниками и особенно Красной Армией, отсутствие альтернатив, разделяемое массами людей ощущение того, что крушение Третьего Рейха это конец света, после которого уже ничего для них не будет.

В повседневной жизни с нескольких сторон сразу столкнулся с вопросами доверия и невозможностью достичь взаимопонимания. Мир несовершенен, есть над чем подумать и что сделать.