Курс EMT-B - 6
Nov. 18th, 2014 07:30 pmСегодня были ЧМТ и спинальные травмы. Для начала вспомнили анатомию на совершенно детском уровне. Потом начали рассматривать травмы и меры. Травмы как обычно: повреждения и отрывы скальпа, переломы лицевых костей, повреждения мозга, контузии, сотрясения. Из полезного: признаки серьезной ЧМТ в виде синяков за ушами (не знал) и "очков" (знал).
Особого внимания на спинальную травму не обращают. Более того в боевой обстановке к возможной спинальной травме относятся созерцательно. Стабилизируют позвоночник даже не в вертолете, а при погрузке в скорую на аэродроме. Причины в первую очередь тактические - с собой никогда нет щита, возиться со щитом и воротником в зоне боевых действий некогда. Если времени много и надо тащить, применяем, например, дверь, которую можно найти на месте, если повезет.
В более спокойной обстановке стабилизируем раньше. Но тоже не очень нервничаем. Было сказано, что сейчас пересматривается протокол для экстренной помощи, поскольку статистика показывает, что применение воротников и щитов без разбору скорее повышает смертность из-за некоторого ухудшения вентиляции и кровообращения, нежели снижает. Пока действуют старые протоколы, но ожидаются существенные изменения.
Воротник без щита применять не рекомендуется совсем - утверждается, что смысла в этом практически нет. В этом случае правильнее зафиксировать голову к подголовнику кресла, например, чем одевать воротник и вытягивать из машины.
Если шея повернута, пробуем ее выпрямить, при сопротивлении, боли, странных ощущениях в конечностях, прекращаем выпрямление и оставляем как есть. До и после применения воротника проверяем подвижность и чувствительность конечностей. После одевания воротника просим приоткрыть рот и показать язык, чтобы проверить не перестарались ли мы с его затяжкой. Важно, что не надо воротником растягивать шею, мы только слегка страхуем шею от случайных движений. Подход очень похож на шинирование Sam's splint - никакой жесткой фиксации не получается, только поддержка и некоторое ограничение движения.
Отдельно спрашивал, что делать, если пациент рвется двигаться. Получил ответ - уговаривать, придерживать, но ни в коем случае не бороться с пациентом, заставляя его оставаться неподвижно.
Перемещение на щит как всегда. Из забавного: при ДТП народ в шоке бродит вокруг и вдруг осознает боль в шее. При этом воротник накладываем стоя, потом прикладываем к спине стоящего пострадавшего щит и кладем его назад :). Попрактиковались с воротниками и щитом.
Потом приступили к венозному и внутрикостному доступу. Венозный на резиновой руке, завтра будем друг друга тыкать. Тут, понятно, ничего нового. В целом хорошо попрактиковались. Отдельно и многократно обращали внимание на сроки годности используемого оборудования и проверку его состояния до использования. Ставили катетеры, подключали капельницу.
Внутрикостный доступ реально прост. Попробовали на тренажере ручной установщик и электрический. Разница невелика и состоит в том, что с электрическим гораздо меньше риск погнуть иглу. Посмотрели ролик про установку на живом человеке - проблем нет, боли особой нет. Важно, что собственно инфузия очень болезненна и поэтому без обезболивания внутрикостный доступ использовать нельзя.
Послушали про применение медикаментов. Основные понятия фармакологии, разные названия лекарств, способы введения в организм. Из медикаментов обсуждали кислород, активированный уголь, глюкозу для орального применения, аспирин, бронходиляторы, адреналин, нитроглицерин.
Вернулись к острым заболеваниям, начиная с проблем с дыханием. Снова повторили характеристики и признаки нормального дыхания, признаки дыхания неадекватного, включая прослушивание шумов на манекене. Потом пошли состояния: острые инфекционные заболевания, острый отек легких, chronical obstructive pulmonary desease (COPD), астма, спонтанный пневмоторакс, анафилактическая реакция, Pleural effusion (жидкость в плевральной полости), легочная эмболия, гипервентиляция. Сделать со всем этим мы можем немного. Кислород (у нас нет), бронходиляторы для астмы, адреналин для анафилактического шока, поддержание проходимости дыхательных путей. Важно, что в случае воспаления надгортанника мы не отсасываем выделения и не суем в пациента орофарингальных воздуховодов. В случае отека легких выделения отсасываем. При необходимости ИВЛ мешком и маской. При гипервентиляции уговариваем дышать спокойнее, даем кислород. Практическая задача сводится к тому, чтобы определить угрожающее жизни состояние и эвакуировать, принимая по дороге весьма скромные меры.
Если даем лекарства, консультируемся с врачом, получаем разрешения. При этом тоже сказано, что можем "содействовать в приеме" и "рекомендовать".
На вечер нам дали резиновую руку, катетеры и т.п. Развлекаемся.
Надо сказать, что я слегка задолбался, особенно из-за того, что тут все время темно по вечерам - освещение весьма скупое. Хочу домой, к жене и собакам :)