ahajtin: (Default)
[personal profile] ahajtin
Текст как минимум заслуживает внимания. 

Originally posted by [livejournal.com profile] politrash_ru at "Роспил" эффективности
Скажу честно, мне всегда нравится проект "Роспил". Я даже считал его единственным полезным делом Навального. Я верил в то, что при помощи этого самого "Роспила" действительно удалось сэкономить 40 млрд. руб., о которых на каждом шагу заявляют сам Навальный и группа его поддержки в лице Антона Носика и ко.

Верил я во все это ровно до тех пор, пока лично не погрузился в тему того, что же из себя "Роспил" представляет и какова его реальная эффективность. На все эти изыскания меня натолкнули вот эти весьма подробные два поста: раз и два. Рекомендую внимательно их почитать, т.к. большая часть моего поста взята именно оттуда. В дальнейшем исследовании мне помогал [livejournal.com profile] evs, за что ему большое человеческое спасибо.

Итак, немного статистики для введения в тему:
  • За 9 месяцев 2011 года четыре юриста "Роспила" проверили 194 заказа.
  • В течение года направлено в ФАС 75 жалоб (по 2 жалобы в месяц на юриста). Из них 16 признаны полностью обоснованными, 34 частично обоснованными, 23 необоснованными и еще 2 находятся в настоящее время на рассмотрении.

Что делает Навальный? Он просто берет и записывает сумму всех конкурсов, по которым жалобы "Роспила" были признаны обоснованными или частично обоснованными, в количество якобы "сэкономленных" проектом для бюджета средств. А потом эти слова про 40 миллиардов счастливо разносят по интернетам почитатели культа, включая медиадиректора SUP Антона Носика.

А теперь давайте посмотрим, что там на самом деле произошло с лотами, по которым были поданы жалобы "Роспила" (таблицу подготовил [livejournal.com profile] tskgml ):


Рекомендую ознакомиться с полной таблицей, с помощью которой вы лично сможете проверить судьбу каждого из указанных конкурсов (серьезно, посмотрите ее, она великолепна).

То есть из из 42,9 млрд. руб. якобы "спасенных" "Роспилом" 41,4 млрд. вообще никак не могут быть такими названы, т.к. все конкурсы по данным заказам после устранения формальных недочетов в документации в итоге состоялись и деньги были потрачены, причем по цене крайне близкой к максимальной. Еще 600 млн. были "спасены" не "Роспилом" а либо самими заказчиками, либо потенциальными участниками конкурсов, которые не стали подавать заявки.

Из этого [livejournal.com profile] tskgml делает вывод, что реальная сумма сэкономленных "Роспилом" средств составляет 861,6 млн. руб., что является суммой всех тех конкурсов, которые были отменены ФАС по жалобам Навального. Но я решил на этом не останавливаться и  узнать дальнейшую судьбу этих конкурсов. В этом мне помог [livejournal.com profile] evs, за что ему большое человеческое спасибо. Итак:
1. Выполнение работ по проектированию и строительству пожарного депо Главного управления МЧС России по Саратовской области, г.Вольск. Заказчик: МЧС России. Сумма контракта: 96 млн. рублей. Ссылка.

Итог: Видимо пожарное депо в г. Вольск все-таки нужно и потому конкурс был разбит на части и в настоящее уже находится на сайте госзакупок. Вот например одна из его частей - на 3 млн. рублей. Очевидно, что на проектировании все не остановится, и вскоре на сайте появятся и другие части конкурса.

2. Выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Проектирование, строительство и полное оснащение детского дошкольного учреждения (на 276 мест) по адресу: г. Сызрань. Заказчик: Администрация г. Сызрань. Сумма контракта: 220 млн. рублей. Ссылка.

Итог: Лот разделен на части (1, 2) и спокойно проводится. Оснащать детский садик будут, видимо, в рамках последующих лотов.

3. Оказание услуг по разработке и внедрению программного обеспечения для осуществления персонифицированного учета граждан, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в опеке и попечительстве, патронаже, а также граждан, желающих принять в свою семью подопечных. Заказчик: правительство Свердловской области. Сумма контракта: 4 млн. рублей. Ссылка.

Итог: Конкурс переобъявлен. На ту же самую сумму. И уже завершен.

4. Размещение информации на бизнес портале, главная страница rbc.ru в виде перетяжки над шапкой сайта. Заказчик: Минобороны России. Сумма контракта: 1,2 млн. руб. Ссылка.

Итог: Конкурс отменен, но... одновременно состоялись точно два таких же конкурса с тем же самым заказчиком на суммы в размере 2,6 и 2,9 млн. рублей. Win.

5. Выполнение работ по строительству «под ключ» объекта «Строительство больницы в г. Карабулак» и сдача его в эксплуатацию. Заказчик: Республика Ингушетия. Сумма контракта: 250 млн. рублей. Ссылка.

Как водится, после отмены данного контракта, он был разделен на части. По одной из этих частей на 10 млн. руб. конкурс уже завершен. Впрочем, по словам [livejournal.com profile] evs, первоначальный контракт был оформлен совершенно ужасно, и разделение его на части для проведения повторных конкурсов явным образом пойдет на пользу делу повышения квалификации  сотрудников ингушского Минфина.

Итак, что же у нас осталось:

1. Выполнение работ по объекту: «Строительство пяти 3-х этажных, 36-и квартирных, сблокированных типовых жилых домов в Волховском, Кингисеппском, Лужском, Бокситогорском, Лодейнопольском районах Ленинградской области». Заказчик: правительство Ленинградской области. Сумма контракта: 290 млн. рублей. Ссылка.

Да-да, речь идет о тех самых домах, которые к настоящему времени уже фактически построены, и которые вызвали в свое время мощный резонанс в блоге борца с .. не знаю чем. С учетом текущего состояния домов можно предположить два варианта развития событий: либо в этом году конкурс будет спокойно переобъявлен и переформулирован, либо дома так и останутся в недостроенном состоянии. По мнению [livejournal.com profile] evs, дома просто будут разделены на квартиры и закупаться они будут в рамках муниципальных контрактов (может быть уже закупаются, но это проверять очень уж долго).

2. Оказание услуг по переработке лома черных, цветных и драгоценных металлов. Заказчик: войсковая часть 5204. Сумма контракта не установлена. Ссылка.

Конкурс так и не переобъявили. По всей видимости, лом теперь спокойно хранится себе на территории части. Или еще что с ним делают, кто их знает, но, судя по всему, не перерабатывают.

***

Итак. Все, чего удалось добиться проекту "Роспил" за все время его существования - это всего лишь отмена двух конкурсов, по одному из которых большая часть работ и так уже выполнена, а второй вообще не имеет никакой заявленной стоимости и посвящен переработке металлолома. Еще несколько конкурсов были банально задержаны по времени, а в некоторых стараниями "роспильных" юристов устранены формальные недоработки, после чего они успешно состоялись по той же самой цене, по которой и планировали.

Зато на каждом шагу Навальный и его соратники кричат про невероятную эффективность "Роспила" и 40 миллиардов сэкономленных для бюджета денег. Или, как написал Носик, цитирую: "40 миллиардов 407 миллионов 536 тысяч 66 рублей 71 копейка". Теперь вы можете спокойно говорить им, что это откровенное вранье, которое всем втирает Навальный, и давать ссылку на таблицу в Google Docs, в которой судьбу каждого из конкурсов можно спокойно перепроверить и убедиться во всем лично. Никаких 40 миллиардов там нет. Там даже миллиарда нет. А если проследить дальнейшую судьбу, то и полумиллиона нету.

Тут недавно Антон Носик в своем посте спросил у публики "Интересно, существует ли в России хоть одна другая структура, государственная, общественная или коммерческая, которая могла бы похвастаться таким КПД?".

Наверное все-таки нет такой. Это успех.



Date: 2012-01-08 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] poruchik.livejournal.com
Могу ошибаться, но вроде проект и не ставит целью отмену заказов. Основная идея - препятствовать тендерным условиям, которые подразумевают заранее известного исполнителя и отсев остальных игроков. Так что первая строка таблицы вполне может быть успехом проекта.

Date: 2012-01-08 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Проект декларировал сумму тендеров как "сэкономленную".

Предполагалось, что после устранения коррупционных схем стоимость контрактов заметно снизится. Насколько видно из предложенных данных, этого не происходит.

Отсюда два возможных вывода:
1. Несмотря на наличие нарушений, никаких откатов в цену заложено не было. То есть исходная посылка о разгуле коррупции - ложная. Лично я в этот вариант не верю.

2. Реализуемый путь борьбы не позволяет выявить и устранить (снизить) откаты. С этим я, как раз, согласен. И именно поэтому считаю деятельность Навального неэффективной

Date: 2012-01-08 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] enox.livejournal.com
> Реализуемый путь борьбы не позволяет выявить и устранить (снизить) откаты

неправильно имхо только по стоимости контракта ориентироваться. Роспил не экономит деньги - он по сути способствует формированию честного рынка росконтрактов. Плюсами может быть, при той же цене, например возросшее качество - поскольку уменьшается доля отката, больше денег остается на выполнение собственно работы.

> И именно поэтому считаю деятельность Навального неэффективной

Я считаю не нужно думать что мы можем нормально посчитать ROI Роспила и соответственно посчитать из цифр его эффективность - роспил это не бизнес, а общественная контролирующая организация. Это то же самое что считать РОИ, например, Гринписа или Общества по защите прав потребителей.



Что хорошо бы на мой взгляд делать - это вводить фазу контроля за опротестованными конкурсами. То есть -- если ФАС вынесла предписание, следить за конкурсом вплоть до закрытия госконтракта.

Здесь есть два этапа
1) Убедиться, что конкурс в дальнейшем ведется без нарушений. Здесь Роспил вполне может и отслеживать, и вмешиваться
2) Убедиться, что заключенный госконтракт выполняется корректно.

И вот во втором случае я уже не уверен, что есть какие-то способы внятно сказать, что же с конкурсом произошло, "хороший" ли подрядчик его выиграл и хорошо ли сделал свою работу. Думаю, в большей степени, чем это регулируется процессом приемки результатов контракта, ничего сделать нельзя.

Вообщем, в сухом остатке, скорее декларируемый KPI проекта подобран неверно, чем проект неэффективен. В идеале KPI может быть сформулирован как "сумма неоткаченных откатов".

Посчитать это точно вряд ли возможно, но можно с большой вероятностью предположить откаты в размере 30% от суммы контракта, то есть реальная экономическая эффективность Роспила - это чуть более 10 миллиардов рублей, возвращенных в бизнес.
Здесь предполагается что откатить в новых контрактах уже не удалось.

Date: 2012-01-08 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
1. Цели

Изначально РосПил ставил целью следующее: "Соответственно, перед нами стоит задача сделать небольшую, но боевую структуру, которая, опираясь на большое число активистов и формальные законные возможности, устроит АДЪ для конкретных жуликов.".

http://navalny.livejournal.com/547869.html

Непосредственно на сайте заявлено, что: "Проект "РосПил" - это общественный проект, направленный на контроль за расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок."

http://rospil.info/about

Общее впечатление по PR - направленность проекта на борьбу с коррупцией.

2. Метрики

Метрика в виде суммы контрактов, по которым пресечены нарушения, предложена самими авторами проекта (http://rospil.info/about). Метрика эта очень странна, т.к. не показывает ни успешность "организации Ада", ни степень контроля расходования бюджетных средств. Вообще же идея сделать проект, результаты которого не поддаются измерению и сколько-то объективной оценке, сама по себе прекрасна.

Эта метрика была использована Антоном Носиком весьма громко и неудачно "Итого примерно 13.144 рубля не украденных на каждый рубль, нами пожертвованный."

http://dolboeb.livejournal.com/2261580.html

Сам Навальный те же данные подает гораздо аккуратнее: "На данный момент сумма контрактов заказов, по которым пресечены нарушения, составляет 40 407 536 066,71 руб."

http://navalny.livejournal.com/660014.html

3. Оценка эффективности

Анализ судьбы конкурсов с нарушениями показателен: суммы контрактов практически не меняются, что говорит об одном из двух вариантов развития событий:

а) После исправления формальных нарушений все идет как и шло (с откатами)
б) Цена конкурса изначально была правильна и отката не содержала, коли уж увеличение конкуренции не привело к снижению цены
в) Участники конкурса вступили в сговор, отката не дали, и разделили сверхдоход между собой

Лично я считаю, что в 99% случаев имеет место вариант (а).

Таким образом я вообще не вижу никакой эффективности от проекта. Чтобы такую эффективность показать, необходимо продемонстрировать, что по результатам суеты затраты уменьшаются.

Гринпис - крайне мутная структура, его бы я вообще не рассматривал как хороший аналог. Общество защиты прав потребителей может оперировать штуками жалоб, поскольку заранее не ориентировалось на экономический эффект.

Резюме: исходя из имеющейся информации, считаю проект "Роспил" не соответствующим своему назначению, зато крайне эффективным средством PR. Причем средство это уже свою роль сыграло, так что вполне возможен скорый закат проекта на фоне новых горизонтов.

Date: 2012-01-08 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] oner.livejournal.com
Не эффективный "роспил", но он сделал всё от него зависящее. И медийный аспект тут гораздо важнее. Он свою задачу как раз выполнил: привлёк внимание общественности и показал пример.

Так что проект по сути уже успешный. Он обозначил проблему, показал что с ней можно делать текущими средствами и показал на следующий шаг: усиливать общественное давление на государство. Например, что бы публиковать подозрительные аукционы было невыгодно и грозило авторам разбирательством и увольнением.

Date: 2012-01-08 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
А то общественность была не в курсе.

По "подозрительным" аукционам выносятся решения по устранению недостатков и мизерным штрафам. В рамках текущего законодательства это все. Если законодательство ужесточать, побочные эффекты перевесят, на мой взгляд. То есть сам подход порочен - контроль по формальным признакам, вместо контроля доходов и расходов чиновников.

Date: 2012-01-08 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik.livejournal.com
Я посмотрел здесь и здесь.

Участники не декларируют "снижение расходов" ни в целях, ни в результатах проекта.
Декларируемая цель - реализация функции общественного контроля через сбор публичной информации, огласку выявленных нарушений и юридическую работу. Они этим и занимаются в меру компетенций и доступных рычагов.

Я согласен, что совокупный эффект от этого контроля не велик. Но тут 2 момента:
1. С чего-то надо начинать. Сейчас на проекте работает не так уж много людей. И не все на full-time.
2. Между началом общественного контроля и снижением откатов в тендерах по-любому должно пройти время. Как между введением изменений в ПДД и изменением поведения водителей на дорогах. :)

Так что делать вывод о несостоятельности Навального и самой затеи, на мой взгляд, пока преждевременно.

Date: 2012-01-08 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Посмотри, я там выше обширный комментарий написал.

О несостоятельности я не писал, я писал о неэффективности.

По твоим пунктам:
1. Начинать надо, но они уже скоро год начинают. Думаю, что порочность подхода была видна самое позднее через 3 месяца. Буду смотреть, что изменится дальше.

2. Вот этого я не понял. Есть конкурс на 10 рублей, из которых 3 это откат. Откат платит тот, кто заранее "выиграл" конкурс за счет подгонки условий. Соответственно в случае честного конкурса (без отката) цена должна упасть до уровня средней прибыльности по рынку (до 7 рублей). Если не упала, это значит, что либо откат заплачен (то есть все участники конкурса заранее об этом договорились с заказчиком), либо все участники сговорились и конкурс - фикция. Все эти варианты развития событий в сколь угодно длительной перспективе не ведут к снижению откатов.

Date: 2012-01-09 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik.livejournal.com
"Есть конкурс на 10 рублей, из которых 3 это откат. Откат платит тот, кто заранее "выиграл" конкурс за счет подгонки условий. Соответственно в случае честного конкурса (без отката) цена должна упасть до уровня средней прибыльности по рынку (до 7 рублей). Если не упала, это значит, что либо откат заплачен (то есть все участники конкурса заранее об этом договорились с заказчиком), либо все участники сговорились и конкурс - фикция."

Не совсем так. Жуликоватый госзаказчик может вымогать откат на любом из 3-х этапов:
1. Выставить условия тендера под "свою" фирму
2. Динамить во время исполнения заказа, пользуясь пробелами прописанной ответственности.
3. Троллить на приёмке, пользуясь нечёткостями в постановке.

Сейчас разрбрались с этапом №1. Теперь "честным" фирмам нужно научиться душить жуликов на этапах №2 и №3. А пока откаты останутся.

Date: 2012-01-09 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Так я не вижу успехов по первому пункту. Они сразу должны быть в какой-то степени. Просто потому, что честный конкурс приведет к выигрышу фирму с той же рентабельностью, но без откатов.

То есть цикл ты правильно описал, но успех по п.1 для меня сомнителен.

Date: 2012-01-10 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] poruchik.livejournal.com
Так пока п.2 и п.3 остаются в "культуре вождения", сами исполнители не будут заинтересованы лезть в тендер без откатов. Зачем им нанимать юристов, сильных менеджеров и контроль качества, если проще заложить откат и сдать работы абы как по личной договорённости?

Тут есть даже обратная сторона медали с п.1. Если вдруг разом допустить кучу новых игроков на рынок госзаказа, сняв все "коррупционные" барьеры, то первое время качество сильно ухудшится. Ведь новички будут рисковать. И пока шумиха не уляжется, будет много поводов для политических спекуляций на эту тему.

В общем, предлагаю ничью по исходному вопросу об эффективности Роспила. :)
Edited Date: 2012-01-10 05:49 am (UTC)

Date: 2012-01-10 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Откаты последнее время совершенно не подразумевают приемки работ "абы как". То есть это такая форма налога "за продажу". По крайней мере в известных мне случаях такой вариант преобладает.

Ну и обратная сторона медали известна давно, когда компания берет аванс и растворяется в пространстве.

На "ничью" в виде наличия у нас двух разных оценок эффективности проекта я согласен :)

Date: 2012-01-10 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik.livejournal.com
Ок. :)
Под "абы как" подразумевал, что фактические договорённости по работам всё равно будут отличаться от формальных. Не обязательно в самую халявную сторону. :) Но по крайней мере без последующего активного саботирования и нежданчиков.
Edited Date: 2012-01-10 09:38 pm (UTC)

Date: 2012-01-08 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] vadikas.livejournal.com
шо ж вы, Саша, на провокации ведетесь :)

Date: 2012-01-08 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Это вы о чем? :)

Profile

ahajtin: (Default)
ahajtin

July 2020

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 31 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 14th, 2026 04:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios