ahajtin: (Default)
[personal profile] ahajtin
По второму кругу писать об участии в выборах в стиле приключения сил нет, но опыт небезынтересен. Так что пишу конспект. В этот раз был участником комиссии с правом решающего голоса, посмотрел на выборы изнутри, несколько изменил свои представления о том, как именно устроены выборы. 


Право решающего голоса влечет за собой некоторые обязанности, так что я за неделю до выборов посетил собрание УИК, за день до выборов три часа ставил печати на бюллетени и закосил работу еще на 2-3 часа по подготовке участка.

В субботу же приватно информировал председателя о том, что считать будем по закону. Он слегка обиделся, поскольку уже "15 лет проводит выборы и все хорошо", я признал его профессионализм, но вернулся к теме закона и подсчета.

С утра явился на участок, привез наблюдателя, который работал со мной в паре - молодого парня Ивана Колотова, который вписался с нами наблюдать и возможно продолжит это занятие далее.

Получил удостоверение, помог привинтить шторки к кабинкам для голосования. Мне показали веб-камеры и шкаф с ноутбуком.  Т.к. участок был в спортзале, камеры висели высоко и часть комиссии от камеры закрывал баскетбольный щит. Веб-наблюдение на удивление работало, хотя польза от него до сих пор сомнительна, но Ростелеком могуч, в такие сроки воздвигнуть систему это серьезная задача.

Получил свою книгу с избирателями на два дома, табличку для подсчета избирателей, линейку, ручку и карандаш. Выпил чашку чая (для членов комиссии был открыт кабинет домоводства, где был чай и можно было перекусить).

Наблюдателей зарегистрировали и председатель их сразу загнал в дальний угол, наблюдатели не возражали.

Я постепенно начал включаться в процесс - попросил председателя заполнить номер участка в увеличенной форме. Председатель посмотрел на меня как на слабоумного ребенка, но номер вписал. 

После того как я сел на свое место, достал и включил ноутбук. Прибежал председатель и наехал, начав с вопроса "что это такое". Я честно сказал - ноутбук. Отметил, что он не используется для фото и видеосъемки и обратил внимание председателя, что использование ноутбука не запрещено. Председатель возмутился, информировал всех окружающих, что "никогда такого не видел", но наезд прекратил. Потом он на меня и ноутбук жаловался какому-то пришедшему начальству (предполагаю, что из администрации), но уже достаточно вяло.

Начали приходить избиратели, получать бюллетени и голосовать. В первых 50 бюллетенях я сбился в подсчете трижды (не сходилось число проголосовавших в таблице учета и остаток бюллетеней). Пришлось пересчитывать в паузах между появлением избирателей. К счастью после этого я вошел в ритм и ошибок в учете не было.

Много пенсионеров, некоторые из них 30-х годов рождения. Что интересно возраст и внешний вид вообще никак не связаны. Есть дряхлые старики 50-х годов и есть бодрые пожилые люди 30-х. 

Прямо с утра председатель в срочном порядке снарядил голосование вне помещения по просьбе избирателя. В этот момент я с ним обсудил необходимость закрыть реестр избирателей до выхода группы и количество бюллетеней, которые можно взять с собой. С ним пошел наблюдатель от Прохорова.

Вообще наблюдали на участке 7 человек, все молодые ребята студенческого возраста. Эффективность их была не очень велика, но то, что молодежь включается в процесс - прекрасно и дает некоторые надежды. Хотя, конечно, исключительно обидно, что молодежь считает голоса пенсионеров, а не голосует.

Избиратели идут группами, когда приходит группа и образуется очередь приходится писать без перерыва и тут уже ничего не видно. В остальное время можно наблюдать за работой комиссии.  Важно, что я теперь практически уверен, что член комиссии с решающим голосом, "сидящий" на книге достаточно сильно загружен рутиной, чтобы одновременно с этой рутиной делать что-то другое. То есть манипуляциями могут заниматься председатель и, в меньшей степени, секретарь. Рядовые члены комиссии в своих возможностях ограничены. 

Наблюдатели все это время блуждали вдали, книг не проверяли и вообще были зашуганы председателем.

Второй выход для помещения вне голосования (в госпиталь) сопровождался очередной дискуссией с председателем, который хотел отправить группу с незакрытым реестром на случай если "кто еще запишется". Последовала долгая дискуссия о том, как правильно вести реестр и что делать с избирателем, который хочет проголосовать вне помещении для голосования по открепительному удостоверению. Сошлись на том, что реестр надо закрыть, а если там кто еще найдется, пусть звонит в УИК, его внесут во второй реестр и реестр, в сопровождении наблюдателя, принесут в госпиталь. В госпитале отшили некоторое количество людей, у которых не было паспорта. Больных жаль, но возможность проголосовать без паспорта уж больно шикарная дыра для манипуляций.

Далее до вечера последовал третий выход по домам, который вполне героически сопровождал Иван Колотов. Героизм выразился в том, что они ходили по району около 4 часов.

По ходу дела я подошел к наблюдателям и призвал их к активности, особенно при подсчете. Наблюдатели взбодрились.

Поскольку во второй половине дня поток избирателей ослаб, мы вместе с членами комиссии посмотрели на себя через веб-камеры. Камеры показывали участок с задержкой в 2-3 минуты, так что можно было выйти в центр зала, потом вернуться и посмотреть на себя в центре зала. В точности как "подсолнухи" в "Тайне третьей планеты". Не хватало только алмазной черепашки.

Перед закрытием я обсудил с председателем необходимость убрать списки избирателей в сейф. Идея об этом была для председателя новой, пришлось показывать ему закон. Он уже привычно ссылался на опыт и "никогда такого не было", я занудствовал. Сейфа у нас не было. Отдельного помещения не было. Так что договорились, что он все списки сложит на отдельно стоящий стул в непосредственной видимости всех участников.

Непосредственно перед окончанием голосования набежали опаздывающие. В 20 участок закрыли и начали подсчет.  По "моим" домам явка достигла 85%.

По ходу подсчета были устранены следующие нарушения:

1. Подсчет списков избирателей до гашения бюллетеней - подсчитать подсчитали, но просуммировать я не дал, напомнив про закон и гашение. Пересчитали, погасили, вписали в увеличенную форму. При этом председатель наблюдателей к увеличенной форме не пускал, я ходил сам проверял, что он там пишет. Наблюдатели не возражали, что печально.

2. Оглашение результатов подсчета по спискам по каждому журналу. Это для меня до сих пор сложный вопрос, т.к. на этом этапе в силу раздолбайства членов комиссии всегда возникают ошибки (у нас тоже одного "вне помещения" пропустили) и председатель очень сопротивляется оглашению промежуточных данных. Так что это задача на следующий раз.

Результаты подсчета внесли в увеличенную форму.

Перешли к подсчету, тоже с небольшими нарушениями (нумерация сквозная).

3. Не было сейфа для списков

Подсчет вели как положено, председатель несколько замедленно лично пересчитал все бюллетени в переносных ящиках и стационарной урне, внося результаты в увеличенную форму.

Сортировку делали как положено - с оглашением каждого бюллетеня и визуальным контролем. По ходу было несколько неумышленных ошибок.

Под конец сортировки стали звонить из ТИКа, председатель кратко и раздраженно отвечал "считаем" и продолжал сортировку.

По завершении сортировки стало ясно, что за Путина около 50%. Далее примерно равное количество за Зюганова и Прохорова, оставшиеся делят остатки.

В этот момент председатель предложил считать все пачки, кроме той, что за Путина, а ее рассчитать из суммы бюллетеней арифметически. Это нарушение, но я не возражал.

Подсчитали. Председатель под конец утомился, что не удивительно. Результаты подсчета вписывали в увеличенную форму по ходу дела.

Далее предотвратили еще одно нарушение:

4. Было несколько бюллетеней, в которых знаки были проставлены в каждой графе, но разные (например везде "-", а в одной графе "+") и т.п.  Формально они недействительны, но председатель очень хотел их учесть. Почти дошли до голосования комиссии, но в последний момент председатель дрогнул и прочитал собственную методичку. До голосования дело не дошло.

Т.к. дело уже шло к полуночи, а он вообще-то собирался закончить около 22, председатель постарался поставит на вид вредоносность строгого соблюдения закона. У нас с ним состоялась дискуссия, которая, при общем молчании присутствующих, естественным образом ничем предметным не закончилась.

Непосредственно перед изготовлением и выдачей протокола председатель и милиционер удалились то ли покурить, то ли позвонить в администрацию. По крайней мере какой-то телефонный разговор в раздевалке спортзала был, причем без света, в конспиративной атмосфере :).

Далее протокол, изготовление копий на ксероксе A4 (то есть листами), заверение каждого листа с двух сторон. Уже с утра обнаружилось, что председатель в подсчетах налажал и соотношения не сходятся на два голоса. Это исправили уже в ТИКе.

Резюме: голосование прошло нормально. Нарушения можно предотвращать. Наблюдателям надо быть гораздо активнее. В частности никто не вел видеосъемки, так что вздумай председатель жульничать, никаких доказательств у нас бы не было. Наша видеокамера была у Наташи, где и пригодилась. На следующие выборы одолжу/куплю вторую.




Your post has been published on LJTimes

Date: 2012-03-06 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] ljtimes.livejournal.com
LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes

Date: 2012-03-06 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] yakov-sirotkin.livejournal.com
Отличная работа!

Date: 2012-03-06 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] kudryavij-ej.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2012-03-06 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] astrauzhik.livejournal.com
Отличная ахинея!Ни о чем!

Date: 2012-03-06 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] tnt23.livejournal.com
Вы ждали погони со стрельбой? Расскажите о своем опыте участия в выборах, крайне интересно.

Date: 2012-03-09 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] astrauzhik.livejournal.com
Нет.Я не дебил.А почему вы решили,что я дебил?Только потому,что вам не понравился мой комментарий?Я выразил свое мнение,а вы мне сразу ставите диагноз.

Date: 2012-03-06 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] dimorlus.livejournal.com
Респект!

Date: 2012-03-06 07:02 am (UTC)

Date: 2012-03-06 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] debora-winsloy.livejournal.com
А у нас сейфом был полицейский )))))
На самом деле, сейф в школе есть, но он находится на другом этаже - из него мы утром забирали бюллетени и списки участников (в довольно торжественной обстановке - с полицией, мной и наблюдателями)
А когда надо убирать книги и погашенные бюллетени, с одной стороны, надо убрать из в сейф, а с другой - нельзя выносить из помещения. Поставили специальный стол, посадили за него полицейского и туда все складывали. По-моему, приемлемо.
Хотя "никогда так не делали" и "до утра будет считать" роляют очень сильно. Надо растить харизму, ходить парами и с книжкой законодательства в обнимку ((

Date: 2012-03-06 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Понятно, что в школе сейф есть. Но он должен быть на избирательном участке :)

С выводами согласен :)

Date: 2012-03-06 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] redtigra.livejournal.com
рассказали бы, что у Наташи на участке было? я так понимаю, она там повоевала.

Date: 2012-03-06 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Она обещала до завтра написать :). А еще мы сегодня общую сводку опубликуем - мы же совместно с КПРФ отработали 12 участков в одном районе, так что можем прикинуть уровень выборов "в целом" по Всеволожскому району.

Date: 2012-03-06 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] awind.livejournal.com
нормально отработали, на мой взгляд.
у нас на участке тоже наблюдателями дети практически сидели.

Date: 2012-03-07 03:11 am (UTC)
From: [identity profile] mamontovigor.livejournal.com
Наблюдателю глупо ставить задачу выискивать все подряд нарушения и вопеть без конца. Наблюдатель отрабатывает за конкретную Партию или Кандидата. И биться должен в те моменты, когда считает, ущемляются права тех кого он представляет, а не распыляться на все подряд. Я бы Вас не взял к себе наблюдателем...

Date: 2012-03-07 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Ну так и не берите.

Я считаю, что наблюдатель должен обеспечивать соблюдение закона и информировать общественность о качестве процедуры.

Вы же видите наблюдателя лоббистом своих интересов. Тут у нас мнения расходятся.

Date: 2012-03-07 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Я так понимаю, что вы сторонник Путина, так что от вас я бы наблюдать не пошел. А если вы говорите как член комиссии, то выбор наблюдателей производится не вами.

Date: 2012-03-07 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] mamontovigor.livejournal.com
В общем да. А в частности наблюдатели очень часто мешают работе комиссии. Про Вас этого не скажу. А вот наблюдатели и члены комиссии, зачастую не достаточно подготовлены и тупят по страшному. Для наблюдателя же важно понимать: если ты представляешь чьи-то интересы, то нужно именно этим и заниматься. Если же ты наблюдатель - За честные выборы или что-то в этом роде, тогда ВПЕРЕД.

Date: 2012-03-07 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Любой контролер мешает работе контролируемого. ГИБДД мешает нарушать скорость, полиция мешает совершать преступления, счетная палата мешает нецелевому использованию бюджета.

У нас хороший закон про выборы, где детально и без возможности трактовок прописана процедура. Ее надо соблюдать.

Я как наблюдатель в первую очередь представляю интересы граждан и во-вторую интересы направившей меня партии. С КПРФ при направлении мы договорились о том, что голосование должно быть честным и по закону.

Date: 2012-03-07 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] mamontovigor.livejournal.com
Согласен с Вами. И вообще Ваша грамотность и дотошность в области избирательного права подкупает. Но буду непреклонен: чл. УИК - это одно, наблюдатель другое, член УИК с правом совещательного голоса, опять же несколько другое. Я не упоминаю про честность и порядочность, как само собой разумеящееся. Но у все категорий свои обязанности. Я прошел все ступени и видел как работают многие... Согласитесь наблюдатели часто мешают, как в принципе , и члены УИК (ТИК) бывают разные и очень часто субъективны, иногда теоретически недоделанные, порой тупые. Я лишь за то чтобы каждый тащил свое так как это положено...

Date: 2012-03-07 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Я думаю, что это вопрос квалификации, опыта и такта. Главное, чего наблюдатель делать не должен, он не должен пытаться стать главным участником выборов и научить всех жить.

Поэтому мы с коллегами собираемся свою квалификацию повышать, чтобы с одной стороны обеспечивать соблюдение закона, а с другой не устраивать из выборов балаган.

Date: 2012-03-07 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] mamontovigor.livejournal.com
Респект! Я понял Вы член КПРФ??? Приятно общаться с адекватным и грамотным человеком. Я из ЕР.

Date: 2012-03-07 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Нет, я как раз из тех, кто за честные выборы :). С КПРФ у меня неплохой контакт на почве общих интересов.

Считаю, что сейчас в жизнь возвращается реальная политика и общественная деятельность, и чтобы конфликты разрешались мирно нам надо срочно учиться нормальным выборам (включая агитацию и т.п.). Иначе остается только силовой путь определения кто прав, а такой путь мне совершенно не нравится.

Date: 2012-03-09 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] kazakov-sergey.livejournal.com
В этот момент председатель предложил считать все пачки, кроме той, что за Путина, а ее рассчитать из суммы бюллетеней арифметически. Это нарушение, но я не возражал.
---
А общее количество проголосовавших где взяли? Что то мне кажется, тут Вы и пропустили махинацию ...

А вообще Вы молодец. И как Вы всё успели: и бюллетени выдавать, и следить, и спорить ...

Date: 2012-03-09 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Прямо перед сортировкой бюллетеней мы по одному со счетом вслух пересчитали их общее количество и внесли все в протокол.

Date: 2012-03-09 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] kazakov-sergey.livejournal.com
Тогда понятно.
Но один момент.
У нас каждый считал свою кучку. Наблюдатели следили за своими кучками (выборочно: Путин, Прохоров, Зюганов).
Уже всех посчитали, а Путина ещё считать и считать.
Суммировали, вычли из общего количества и после подсчёта Путина отклонение было в 5 голосов. Потом 3 нашли в муниципалах.

Date: 2012-03-09 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
А у нас председатель расстроился от моих наездов и, как мне показалось, захотел продемонстрировать как все будет медленно. При этом он сам все считал. Никаких кучек не было. И при сортировке тоже каждый оглашал председатель и все смотрели. Таким образом сам подсчет был, за исключением вычитания для последней кучки, безупречен :)

Доска почёта

Date: 2012-03-09 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] yakov_sirotkin referenced to your post from Доска почёта (http://yakov-sirotkin.livejournal.com/193341.html) saying: [...] закончилось хорошо, но не без эксцессов в ТИК. работал на участке 149 в Кузьмолово под Петербургом [...]

Profile

ahajtin: (Default)
ahajtin

July 2020

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 31 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 25th, 2025 03:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios