ahajtin: (Default)
[personal profile] ahajtin
Единственным нормальным способом импортозмещения является экспорт. Если ваш продукт конкурентоспособен на глобальном (или каком-то внешнем) рынке, он тем более конкурентоспособен на рынке внутреннем. Так что если всерьез интересоваться импортозамещением, стоило бы поощрять экспорт. Попытки же блокировать импорт с удручающей неизбежностью ведут к накоплению отставания.

Есть, впрочем, еще один простой путь к импортозамещению - бедность. Тогда импорт становится не по карману и заменяется ничем. Так в Таджикистане ничем заместились почти все медикаменты, автотранспорт частично заместился хождением пешком и ишаками и так далее.

К сожалению все остальные варианты, на мой взгляд, нестационарны. Или мы можем производить что-то качественное и конкурентоспособное, или пора готовиться к разведению ишаков.

Еще один аспект это стремление, чтобы "все было дешево". Идет рука об руку с антиимпортным протекционизмом. Стремление вообще-то дурацкое. Очень выгодно и удобно жить в "дорогой" стране с высокими доходами. В Германии например. Есть, конечно и крайности, типа Норвегии, но в целом картина одна - если вы живете в дорогой стране с высокими доходами, вам доступны ресурсы других стран и в целом современные технологии, наука и т.п.. Правда чтобы так жить, надо уметь очень многое делать на экспорт.  Если вы живете в дешевой стране с низкими доходами (например в Таджикистане), то вам недоступно ничего, кроме того, что вы можете вырастить сами. В этом случае экспорт не обязателен, а импорт отсутствует.

Что меня удивляет, так это то, почему опыт импортозамещеия (и экономики в целом) по-таджикски столь массово привлекателен.

Date: 2015-02-28 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Попробуйте проанализировать историю уничтожения фармацевтической промышленности в России, автомобильной и электротехнической в Латвии, сельского хозяйства в Болгарии с этой точки зрения, и Вам откроется многое...

Date: 2015-02-28 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Спасибо за совет.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Ну вот не надо мне, который живет в Болгарии половину года, рассказывать, как процветает болгарское сельское хозяйство, ладно?

А латвийская электротехническая промышленность состояла из ПРЕДПРИЯТИЙ, на которых работали местные жители. Сейчас на месте этих предприятий -- пустые (из-за отсутствия покупателей) торговые центры.

Квалификация труда -- уехала мыть унитазы в Европу. По профилю они не работают.

И тоже не рассказывайте мне, что Вы себе по этому поводу думаете: у меня очень много друзей в Прибалтике.

Date: 2015-03-01 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Прошу прощения, я товарища забанил, поскольку это первый опыт, то я не ожидал, что все комментарии тоже удалятся. Но если хотите продолжить - можно с ним напрямую. У меня он больше комментировать не может.

Date: 2015-03-01 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
А за что Вы его так? :-)
Все-таки объяснять школоте, что происходит на самом деле -- полезно.
Edited Date: 2015-03-01 07:56 pm (UTC)

Date: 2015-03-01 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Я готов терпеть безграмотный псевдосоциалистический бред (пардон), но я его прямо спросил, какой у него экономический опыт.

Он не сказал.

Я его предупредил, что или он должен все таки обозначить опыт, или прекратить разговор. Опыта он не назвал, а флуд продолжил.

У меня нет особого интереса к широкой просветительской деятельности, если собеседник не склонен к кооперации, так что я его того, катапультировал.

Date: 2015-03-01 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Ваше право.
Я, как человек, в свободное от основных занятий время преподающий в трех вузах, склонен к просветительской деятельности :-)

Date: 2015-03-01 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Я тоже регулярно преподаю разное, но при этом я избегаю бесцельной и бессмысленной траты времени. А тут был как раз такой случай.

Date: 2015-03-01 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
А мне забавно :-)
Я люблю троллить либерастов и иже с ними.

К сожалению, самый сильный у них аргумент, которым неизменно кончаются дискуссии -- "Ой, всё!".

Date: 2015-03-01 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Надо заметить, что с моей стороны последний аргумент "антилибералов" выглядит ровно также - это все причуды психики.

Ну и троллить можно с некоторой пользой, с аргументацией, а можно уныло писать бред. Второй вариант мне неинтересен.

Date: 2015-03-01 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Я стараюсь не писать ничего, что не могу подтвердить источниками.

Date: 2015-03-01 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
У вас получается не всегда. Кроме того наличие источников само по себе ничего не дает. Источники нынче есть на любой вкус. Особенно когда от констатации фактов мы переходим к их оценке и обсуждению причинно-следственных связей.

Date: 2015-03-01 06:12 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Почему-почему? Потому что те, кто умеют производить на экспорт, умеют и рекламировать производимое. А значит у них есть специалисты по манипулированию сознанием.

Раньше говорили "Кого бог хочет уничтожить, того он сначала лишает разума". Теперь бог для этого не нужен, люди сами справляются.

Date: 2015-03-01 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Предположим даже, что все дело в манипуляции сознанием, а на практике резиновый жгут Эсмарха ничем не отличается от CAT. Что же мешает освоить эту волшебную технологию, которая вполне по силам корейцам, китайцам и многим другим?

Date: 2015-03-01 06:42 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner
Так сознание и мешает. Проблема не в том, чтобы освоить одну конкретную технологию (любую). Проблема в том, как сбалансировать экономику так, чтобы на каждый резиновый жгут нашлось кому его производить по потребности.

Date: 2015-03-01 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Так не надо на каждый, надо на некоторое достаточное количество. Полный баланс в сложной динамической системе недостижим.

И не надо делать резиновых жгутов, если они устарели более 20 лет назад и у них два достоинства: то, что они отечественные и то, что они дешевые. А в остальном одни сплошные недостатки.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Вы не ту страшилку рассказываете. Если импорт неподъемно дорог, он никак не конкурирует с местным производством. Так что никакого дефицита не возникнет.

Протекционизм применяют тогда, когда импорт вытесняет местное производство.

Так что стоит подобрать другую, более подходящую страшилку.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Оставьте в покое сферического коня.

Нынче через интернет доступны отзывы, обзоры и т.п. которые более чем позволяют составить мнение о товаре.

Это даже не считая возможности покупки/просмотра пробного образца.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Вау. Обзоры в профильных сообществах реклама.

Ну да, если я не могу купить, я и не куплю. Сюрприз.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
А при чем тут импортозамещение? В такой ситуации замещать нечего. Остается разводить ишаков.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Ну да. Ишаки безусловно появляются в изобилии и дешево.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:34 pm (UTC)

Date: 2015-03-01 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Элементарно, Ватсон: производство САТ в России будет обходиться дороже, чем жгута Эсмарха, и дороже, чем импорт САТ из Китая.

Причины тому перечислять? Или сами сообразите?

Date: 2015-03-01 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
CAT из Китая это с горя. То есть тут качество критично. Так что конкурировать можно с CAT из США.

И снова: если мы ничего не можем производить на экспорт, никакой протекционизм нам не поможет, одна дорога в Таджикистан.

Надо развивать сильные стороны. Если сильных сторон нет - снова ишаки.

При этом наличие природных ресурсов давало (и еще некоторое время будет давать) хороший источник для развития. Если их для развития использовать, а не для, эээ, других целей.

Date: 2015-03-01 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Мы до хрена всего производим на экспорт. Поинтересуйтесь в гугле на досуге.

Но не ширпотреб, не ТНП, не товары медицинского назначения, не электронику (хотя это не совсем так: например, чипы электронных часов производятся для большей части мира Вы не поверите где :-)

Тут есть вполне объективные проблемы. В частности, по многим направлениям мы тупо неконкурентоспособны из-за того, что ориентированы на внутренний рынок, который мал (для ряда товаров при объеме рынка менее 250 млн человек даже незачем затевать создание производства).

По другим направлениям мы неконкурентоспособны из-за слишком больших издержек (читаем Паршева и думаем про то, в каких ситуациях он прав).

По третьим -- из-за субъективных факторов (слишком высокая стоимость кредита; давление западных производителей; убитое рейдерством производство, и т.п.).

Сильные стороны развивать надо, но заниматься этим планомерно стали не ранее 2009 года, увы...

Date: 2015-03-01 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Я в курсе и только "за" развитие. У нас (пока) не Таджикистан.

Только вот то, что сейчас выдается за способы "развития" во многих областях это путь к ишакам. На мой взгляд.

Ну и именно из-за неустранимых проблем по многим отраслям (некоторые части с/х, например) идея "импортозамещения" представляется мне ошибкой.

На мой взгляд правильно развивать экспорт там, где есть потенциал и покупать импорт там, где экспортного потенциала нет. О чем и писал.

Date: 2015-03-01 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Собственно, именно так сейчас и происходит.
Не вина нашего руководства, что покупать импорт сейчас становится неудобно из-за курсовых рисков.

А вообще надо переходить к мобилизационной экономике во всех секторах, кроме ширпотреба...

Date: 2015-03-01 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Нет, сейчас происходит не так. В частности в области с/х запрет импорта дурацкий.

Те судороги, которые происходят в области ИТ очень грустные.

Мобилизационная экономика это дорога к ишакам. Причем достаточно быстрая.

Date: 2015-03-01 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Вы хотите сказать, что в СССР были "ишаки"? :-)

Date: 2015-03-01 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Все более да. Вершиной мобилизационной экономики было первое послевоенное десятилетие, ну можеть быть еще в некоторой степени 60-е.

Дальше СССР полностью провалил микроэлектронику, полностью провалил производство ТНП, что очень сказалось. Применительно к затратам было полностью провалено с/х производство.

Гражданское машиностроение постепенно стало неконкурентоспособным. Оно, впрочем, никогда и не было особенно конкурентоспособным. Новые материалы шли в дело со все возрастающим отстванием.

Ну и так далее.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Во-первых местный рынок, если он сколько-то платежеспособен, всегда привлекателен из-за доступности.

Во-вторых, если товар слишком дорог для местного рынка (предположим в РФ наловчились делать конкурента Bentley), тогда процесс пойдет постепенно, через локальный подъем доходов, подтягивание смежников и т.п. Тогда постепенно и рынок подтянется.

Примеры уже были, в т.ч. в РФ. В частности в области ИТ, но не только. Китай долгое время делал на экспорт то, что самим было не по карману. В итоге ситуация меняется.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Давайте так, если вы внезапно хотите разговариват дальше, расскажите о том, каков ваш управленческий и экономический опыт.

А то у меня полное впечатление, что я разговариваю с советским инженером на пенсии.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Нет, вы разговариваете с человеком, который работает в IT с 1987 года (с 17 лет) на различных позициях, в т.ч. на руководящих. Далее я несколько лет работал как ИП.

Было время, когда я выбирал, купить по дороге к клиенту сосиску в тесте или денег нет и надо будет обойтись двумя пышками.

Вы может все же ответите на вопрос о вашем экономическом опыте?
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Про опыт то ответите? А то мои подозрения крепнут. Ну то есть если вы не ответите про опыт и попытаетесь продолжить беседу, я вас забаню за флуд.
(deleted comment)

Date: 2015-03-01 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Поскольку на вопрос про опыт вы так и не ответили, прошу на выход.

Date: 2015-03-01 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Хе-хе.
Я работаю в ИТ с 1983 года, когда мне было под тридцатник.
На различных позициях, в том числе руководящих. В том числе и в собственном бизнесе (тьфу-тьфу, не сглазить, больше никогда не буду).
Первые две информационные системы масштаба предприятия я внедрил в 1985 году.
Но вот выбирать, купить по дороге к клиенту сосиску в тесте или две пышки -- мне никогда не приходилось.

Может быть, потому, что с 18 лет я меньше, чем в двух местах, не работал никогда.

Date: 2015-03-01 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alh__/
Спасибо. Я не имел в виду требовать от каждого собеседника представляться, просто разговор с забаненным товарищем был столь странен, что это стало интересно.

Ну а выбор сосиска vs пышка был связан с тем, что я в это время не работал, а слегка халтурил и много тренировался, что денег не давало :)

В то время, когда я работал, таких проблем не возникало :)

Profile

ahajtin: (Default)
ahajtin

July 2020

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 31 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 14th, 2026 02:04 am
Powered by Dreamwidth Studios