Цены и ценности. По мотивам Neverwhere
Jun. 19th, 2009 05:04 pmВ очередной раз дослушал Neverwhere Геймана.
Гейман, однако, велик.
Мне исключительно нравится эта книга, причем я не совсем понимаю, почему именно. То есть то, что там прекрасный английский, качество которого может почувствовать даже недообразованный тип, вроде меня, это точно. Но кроме того там есть еще какие-то важные штуки, которые чувствуются, но не торчат наружу.
Среди прочего думал про ощущение подлинной ценности, которо является самоценным и отсутствие которого способно разрушить кайф от любой деятельности.
Понятно, что первоначально это ощущение растет из нескольких простых источников: самосохранение, размножение, доминирование. Все, что опирается на эти штуки освещено отблеском подлинности прямо из нашего первобытно-биологического прошлого. Далее добавляется идентификация со "своими" и групповые ценности "вне времени" - мораль, честь, долг.
Последний штрих придает конфликт между первой, биологической, и второй, культурной группами ценностей.
Все вместе порождает эмоциональную бурю, способную перенасытить способность к ощущениям сформировав ощущение "полноты жизни".
Современная жизнь, однако, все дальше уводит от биологических проблем и достижений, в итоге уходит конфликт, эмоции и та самая подлинность и полнота жизни. Этот уход частично реален (жизнь становится сытнее, безопаснее и фривольнее), а частично лишь иллюзия: так оператор РЛС рискует жизнью едва ли не более лучника древности, но ощущения его слишком абстрактны.
Следующий шаг в эту же сторону - ощущения оператора беспилотного аппарата, воюющего в совершенно абстрактном мире, из которого, тем не менее, в любой момент может прилететь осколочно-фугасный боеприпас.
В попытках вернуться назад изобретаются различные, но одинаково искусственные экстремальные развлечения со вполне реальными рисками и жертвами или же раздуваются не менее искусственные эмоции. В общем создается искусственнаяя подлинность, аналогичная натуральной. Как краситель.
Все это как-то грустно и немного неприятно - не очень люблю искусственность.
И что с этим делать? Сознательно прослеживать слабые и крайне опосредованные связи собственной деятельности с не менее опосредованными вопросами выживания и развития стран и человечества? Вариант красивый, но исключительно трудный в реализации. Или же, как герои многих и многих произведений, в том числе Neverwhere бежать к первобытным истокам, во время когда "мир был молод"?